Добавить в Избранное!

Сказка о «Трёх Леопардах» и одном «летающем танке»

Автор: . 02 Апр 2017 в 6:57

t-90

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страсти вокруг возможного «переноса-переезда» RAE  с  далекого Урала в ближнее Подмосковье начинают потихоньку закипать. И в суете сегодняшних политических событий уже мало кто вспоминает о знаковых «деталях».

А зря. Если кратко, то этот самый «перенос-переезд» с «сохранением бренда» в корне меняет суть выставочного мероприятия. В том смысле, что  есть один интересный вопрос: до последнего времени  главным организатором  RAE  был кто?

Ответ: разработчик и производитель. Т.е. корпорация «Уралвагонзавод». Соответственно и идеология, и цели, и задачи, и всё остальное на RAE  разработчик и производитель  делал «под себя» и под других производителей и разработчиков. Следуя логике «цеховых» интересов.

При этом RAE имеет сегодня статус главной выставки вооружений страны, являясь, кроме всего прочего, еще и весьма авторитетным салоном профильных специалистов отечественного ВПК. Все остальное тоже важно, но не первостепенно.

При «переносе-переезде» возможна смена организатора. Т.е. производителя и разработчика сменит его величество Заказчик. При этом поменяв вполне естественным образом и цели, и задачи, и идеологию самого выставочного мероприятия.

Короче, кто платит за ужин, тот выставку и танцует. Это аксиома.

При этом надо помнить, что отечественные разработчики и  производители спецтехники живут с Заказчиком, как кошка с собакой.  Если первые, кроме задач программы госвооружений на 2011-20 г.г.  должны еще заглядывать и «за перспективу», то российское министерство обороны требует постоянной акции « сегодня подешевше».

Приведу один пример. Благо и повод есть. В сентябре 2011 года Владимир Путин, тогда в ранге премьера российского правительства, посетил тагильскую выставку вооружений — Russian Expo Arms. Среди прочего высокому гостю продемонстрировали «летающий танк» Т-90С, ставший  де факто одним из символов выставочного мероприятия.

Производитель и разработчик машины, корпорация «Уралвагонзавод» уж как только не нахвалилвала специзделилие:  и «пуха»  отменная, и системы современные, и «коробка»  автомат, и климат контроль…. Ну, песня, а не танк!

А  Главком сухопутных войск генерал-полковник Александр Постников загодя, в марте 2011 года, обрушился с критикой на отечественный оборонно-промышленный комплекс.

По его словам, даже новейшие вооружение и военная техника, выпускаемые российскими предприятиями, отстают по своим характеристикам от аналогичных систем НАТО и Китая.

«Те образцы оружия, которые производит промышленность, в том числе бронетанковое вооружение, артиллерия и стрелковое, по своим параметрам не соответствуют образцам НАТО и даже Китая», — рассказал главком онемевшим от ужаса журналистам.

За примером Постников  далеко в генеральский карман не полез – мол, российский танк Т-90, будущая основа российских бронетанковых сил, является всего лишь « ..17-й модификацией советского танка Т-72», выпускавшегося с 1973 года. При этом, как отметил главком, не самой дешевой модификацией – « …118 миллионов рублей за единицу….Нам проще было бы купить за эти деньги три «Леопарда».

Справедливости ради отметим, что позже журналисты пришли в себя, ознакомились с текущими мировыми ценами на бронетанковую продукцию, ТТХ и прочими нюансами и «влупили»  господину генералу  « по первое число».

Прошло шесть лет после того «обмена мнениями». А время, как известно не только лучший лекарь, но и лучший арбитр.

По данным американского издания Bloomberg, Россия и Индия начали переговоры о модернизации 1000 танков Т-90С, имеющихся на вооружении страны. При этом речь идёт о проведении работ на территории заказчика, с передачей ему части технологий производства. Что сулит такая сделка российскому военно-промышленному комплексу?

Справедливости ради отметим, что первые танки Т-90С Индия получила еще в 2001 году. Т.е.  далеко до «откровений» Постникова. Ну, а познакомились индийцы с машиной официально  как раз на тагильской выставке, где частично увидели танк в деле. Ибо полигон «Старатель» дает прекрасную возможность такой демонстрации.

С тех пор официальный  Дели уже поставил на вооружение около 1000 машин этого типа. Первые 124 танка были поставлены из России напрямую. В дальнейшем, на территории заказчика было организовано лицензионное производство машин. По большей части речь шла (и идёт) о сборке, лишь незначительная часть комплектующих производится в Индии. В модификации Т-90С один танк обходился Дели примерно в $2,5 млн.

Что же касается переговоров о модернизации индийских Т-90С, то имеющихся данных пока недостаточно, чтобы понять, о каком именно варианте и глубине переработки машин идёт речь. С немалой долей вероятности, можно предположить, что речь идёт о доведении танков до уровня Т-90МС — самой современной модификации российского бронетанкового бестселлера.

К слову, эта машина зарекомендовала себя в Сирии сверх всяких похвал, опричь тех же  «Леопардов». Что стояли на вооружении турецкой армии. Или «Абрамсов» иракской армии. Коих побили иголовцы без всякого труда. А вот с вагонским «танчиком» у вашингтонских повстанцев возникли явные проблемы. Но возник и повышенный спрос на продукцию УВЗ!

На это косвенно указывает и то, что министерство обороны Индии еще в конце 2016 года одобрило закупку 464 танков Т-90МС, что при подписании соглашения доведёт количество законтрактованных Т-90 до 2121 единиц.

Вполне логично, что индийские военные захотят довести уровень и всех остальных машин до максимально возможного на сегодняшний день уровня.

Понятное дело, что учитывая огромное количество модернизируемых танков, работа будет далеко не дешевая. Если новый танк Т-90МС обойдется Индии примерно в $4,3 млн, то модернизация обычного Т-90С до этого уровня, вероятно, будет стоить не менее чем $1−1,5 млн, так как заменяется целый ряд важнейших узлов — от двигателя, до пушки и системы управления огнём.

Так что модернизация 1000 танков Т-90С вполне может принести «Уралвагонзаводу» и смежным компаниям российского ВПК $1−2 млрд.

Удачное продвижение сделок по закупке 464 танков Т-90МС (очень вероятно) и на модернизацию парка Т-90С (пока менее очевидно) принесёт российской стороне $2 млрд и $1−2 млрд соответственно. И это без учета дальнейшего обслуживания машин, поставок (или лицензионного производства) боеприпасов и т.п.

Наряду с имеющимися и исполняющимися контрактами на 1657 танков Т-90С, которые стоят минимум $4,1 млрд, общая сумма соглашений по машинам этого семейства может достигнуть $7−8 млрд. Для экспорта российской сухопутной техники цифра беспрецедентная.

 Так что, кто был прав в 2011 году – Постников или заводчане, вопрос ныне неуместный. Равно как и рассуждения про «сто семьдесят пятую модификацию». И воюет она, и продается она успешно. Это факт. Всё остальное от лукавого.

Как мне представляется, именно по этой успешной причине и именно на полигоне «Старатель» главная выставка сухопутных вооружений должны быть сохранены. В том числе и как салон авторитетных «спецов», заглядывающих «за горизонт». Ибо они коллективно ( понимай — в кооперации) создают, испытывают и производят тот самый высокотехнологичный продукт, который делает «лицо» и «ценник» всем…

Короче, танцевать в RAE надо от «производителя».

 

Рубрики: Общество

Обсуждение
Отзыв Добрый 02.04.2017

Следует отметить, что, хотя первые танки Индия и получила в 2001 году, эта модель разрабатывалась специально под них еще с 1989 года. По их требованиям к ТТХ. Конечно, на базе Т-72. Причем индусы всерьез рассматривали и Т-80, но по погодным условиям турбина им, конечно, не подошла. Чуть все не накрылось медным тазом в 1999-м, конечно. И тогда соблазнились они именно тем, что наши пообещали научить их делать такое самостоятельно. Еще в 2000 году. До сих пор учат. Но прогресс есть. А тут неприятность — глубокая модернизация Т-90. Конечно, хотят получше и поновее. Что касается уровня выручки. Расчет сделан только от «цены за штуку», не принято во внимание пожелание индусов получить еще и технологии. А чертежи тоже денег стоят. И не малых. Еще лицензионные сборы. Так что сумма будет ощутима выше.

К сожалению, комментарии закрыты.