Добавить в Избранное!

Масс-культура: сказки для гетто и «движение вверх»

Автор: . 11 Янв 2018 в 6:25

isimbaeva

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Есть две хорошие новости — и одна заслуживающая рассуждения.

Хорошая новость раз: категорическим лидером праздников в отечественном кинопрокате стала отечественная картина.

Хорошая новость два: это не очередные ёлки.

Новость, заслуживающая рассуждения: лидер — это «Движение вверх», уже окупившийся, принесший прибыль и, судя по всему, обречённый поставить рекорд отечественного проката.

Поговорить, как нам кажется, следует не о зрительских качествах фильма (фильм удался, и точка. У него есть полтора миллиарда рублёвых справок от зрителей) и не о его драматических слабостях (слёзная антисоветчина, которую создатели напихали в сюжет, обидев даже литовского спортсмена — как представляется, следствие простого неумения выстраивать драматизм иначе, кроме как дешёвым приёмом «а ещё на всех давит тоталитарное государство»).

Поговорить стоит о масс-культурной тенденции, частью которой стал триумф данной картины.

Эта тенденция, если угодно — вообще современное русское «кино успеха«.

Семь лет назад я довольно удачно ванговал:

«Очевидность громко трубит, каким должно быть кассовое кино в России и о чём должно рассказывать. Оно должно рассказывать про то, как люди в свитерах, копящие на жигули, — то есть 96% нации — получают свое заслуженное счастье. Или про то, как люди в кольчугах и погонах, выполняя служебные обязанности, побеждают врагов. Можно замиксовать обе темы – и тогда возрождение российского кинематографа явно пойдёт семимильными шагами. Но есть нюанс: кинематографическая реальность РФ плюёт на эту явную востребованность жизненной справедливости (и борцов за справедливость) с высокой колокольни. То, что живёт в телевизоре – упорно снимает саксесс-стори про владельцев рублёвских ветеринарных клиник, их соседей-телеведущих и соседей-чиновников. То есть про себя и про ближайшее своё окружение».

Сегодня можно с удовлетворением констатировать: «Легенда 17», «Экипаж», «Салют-7», «28 панфиловцев» и даже в некотором смысле «Легенда о коловрате» с «Ледоколом» — в это вполне пророчество вполне вписались.

Примерно о том же — «трудись и заслужи успех» — за последний год были сняты также фильмы «Большой» (об успехе в Большом театре) и «Жги» (об успехе на конкурсе песни), плюс нас ожидает «Тренер» Д. Козловского (о футболе, кажется), «Яшин» (точно о футболе) и «Лёд» (о фигурном катании), и я ещё наверняка многое пропустил. А с учётом успеха «Движения» — можно не сомневаться, что Минкульт и Фонд Кино уже забрасывают сценарными заявками о каждом малоизвестном удачном матче в длинной и богатой истории советского спорта.

Но есть во всём этом нюанс, который настораживает, уважаемые читатели.

Эти «фильмы успеха», во-первых:

— описывают, как правило, триумфы довольно отдалённые во времени. Что вполне логично, ибо триумфы советских спортсменов в СССР вполне гармонично воспринимались как триумфы всех советских людей. Сейчас, после десятилетий интеграции в мировую клубно-спонсорскую систему и после того, как у большинства граждан и спортсменов разошлись взгляды на олимпиаду-2018, это чувство единства даётся только при сильном напряжении романтических мышц души.

— страдают зачастую всё тем же глупым драматизмом «человечек против ГОСУДАРСТВА», выраженным лучше всего в идиотской фразе, вложенной авторами «Времени первых» в рот С.П. Королёву: «наш народ веками летает в кандалах».

А во-вторых и в-главных:

— «истории успеха» сегодняшние сосредоточены на двух вариантах этого самого успеха: спортивном и шоу-бизнесовом.

То есть массам граждан предлагается два вида состоявшейся биографии, два пути прорыва на вершины: чемпион и звезда.

Настораживает тут то, что оба этих варианта «движения вверх» — если можно так выразиться, «саксесс-стори для бедных». В Латинской Америке футбол религия не потому, что там как-то иначе мячик летает. А потому, что вырваться из безнадёжной бедности потомственно неуспешному пареньку можно только через этот спорт. Потому что футбольные ворота — это единственные ворота к социальной лестнице, широко открытые для каждого.

По той же причине популярностью у беднейших слоёв жителей всех континентов пользуются музыкальные телеконкурсы. Каждая звезда районного караоке-бара очень запросто может воображать себя на месте всех этих конкурсантов, тренируемых лично Биланом.

И то, что нам почти не предлагаются успех-фильмы о молодых инженерах, спасателях, управленцах и политиках, заставляет нас подозревать, что таких лестниц наверх отечественные кинотворцы вообразить себе не могут.

Можно спорить о том, в чём причина — в собственном недомыслии творцов или, напротив, в суровом реализме. В том смысле что в реальности у нас превалирует другой вариант успеха, а посторонним на вершины признания вход запрещён.

Но факт остаётся фактом: «чемпион и звезда» — это самый дешёвый вариант «Большой национальной мечты» для масс. Характерный для обществ, не только основательно расслоенных классово, но и не отличающихся сложностью цивилизации.

И вот это последнее точно не про Россию — страна у нас определённо устроена сложнее и биографически разнообразнее, чем представляет себе средний работник развлекательной отрасли.

Поэтому скорее стоит предположить, что отечественная киноиндустрия просто копирует зарубежные «сказки для гетто».

Виктор Мараховский

 

К слову

И вот тут есть один интересный вопрос: а современный спорт «высоких достижений» это ЧТО? Собственно, спорт или часть органичная  вот самой масс-культуры?

Где различные массовые «шоу» спортивных «исполнителей»  имеют различные наименования. То «чемпионат мира», то «олимпийские игры», то «кубки мира»…

Короче, о спорт! Ты кто?Или что?

Рубрики: Выбор редактора

Обсуждение
Отзыв Владимир из Деревни 11.01.2018

Может быть магия?

Отзыв игорь 11.01.2018

Ну, я понял — гольный аккультизм

Отзыв Владимир из Деревни 11.01.2018

Ага. А ещё космизм, ноосферизм и т.п. 🙂

Отзыв Хант 11.01.2018

Такие фильмы могут появиться только тогда, когда появится система социальных лифтов. А она появится, когда государство придет к выводу, что социальные лифты — реальный способ оздоровления и усиления могущества государства. А пока мы имеем Мару Багдасарян и других мажоров, которых «могучее» государство не может (или не хочет, или все вместе) заставить жить по Законам. Кстати, кроме антиобщественного автохулиганства, ничего позитивного (читай: полезного для общества) мы о них не знаем.

Отзыв Посторонний 11.01.2018

Методика «социального лифта» и под. ложь хороши в развитых экономиках с хорошим статистическим присутствием условного среднего класса. Средний класс имеет иллюзию личного достижения, тогда как по сути из-за «ножниц цен» в страны третьего мира экспортируются издержки, а маржа в виде высокой прибавленной стоимости остается в метрополии, и к пирогу подпускают еще некоторых. Их торжественно называют пассажирами «социального лифта» и всячески умалчивают о том, что этот лифт ходит в обе стороны…

Ваш отзыв